1. Эксплуатация и техническое обслуживание
2. Двигатель
2.0 Двигатель
2.1. Двигатель модели 331
2.2. Двигатель модели 2106
2.2.1 Двигатель модели 2106
2.2.2 Особенности конструкции
2.2.3 Снятие и установка
2.2.4 Ремонт деталей и узлов двигателя
2.2.5 Головка блока цилиндров и клапанный механизм
2.2.6 Система охлаждения
2.2.7 Система питания
3. Трансмиссия
4. Ходовая часть
5. Рулевое управление
6. Тормоза
7. Электрооборудование
8. Кузов
9. Приложения
Ссылки на другие сайты
|
Все автомобили »
Иж Ода ()
.
2.2.3 Снятие и установка
2.2.2. Снятие и установкаСнимают и устанавливают двигатель мод. 2106 практически в том же порядке, что и мод. 331. Различие состоит только в расположении отсоединяемых узлов и деталей и количестве крепежных элементов.
Разборка
|
Рис. 2.37. Насос охлаждающей жидкости: 1 – выпускной патрубок рубашки охлаждения; 2 – шланг от головки блока к термостату (байпас); 3 – насос; 4 – муфта, соединяющая термостат с насосом; 5 – термостат
|
1. Снимите генератор, карбюратор, распределитель зажигания, термостат, топливный насос, масляный фильтр, ремень привода генератора, кронштейн крепления генератора, водяной насос 3 (рис. 2.37), выпускной патрубок охлаждающей жидкости на головке блока, крышку сапуна вентиляции картера и выньте маслоотделитель вентиляции картера.
2. Выверните свечи зажигания, датчик указателя температуры охлаждающей жидкости, датчик контрольной лампы недостаточного давления масла.
3. Снимите картер, масляный насос с маслоприемником, фиксатор сливной трубки маслоотделителя со стаканом.
|
Рис. 2.38. Снятие маховика: 1 – ключ; 2 – маховик; 3 – болт крепления маховика; 4 – шайба; 5 – фиксатор для удержания маховика от проворачивания; 6 – передняя крышка картера сцепления
|
4. Снимите шкив коленчатого вала, закрепив маховик 2 (рис. 2.38) фиксатором 5 и отвернув ключом болт крепления шкива.
5. Снимите крышку головки блока цилиндров и крышку привода распределительного вала.
6. Отверните болты крепления звездочек распределительного вала и валика привода вспомогательных агрегатов, предварительно отогнув края их стопорных шайб.
|
Рис. 2.39. Элементы крепления натяжителя и успокоителя цепи: 1 – колпачковая гайка натяжителя; 2 – корпус натяжителя; 3 – гайка крепления натяжителя; 4 – башмак натяжителя; 5 – болт крепления башмака; 6 – цепь привода распределительного вала; 7 – болт крепления звездочки валика привода масляного насоса; 8 – болты крепления успокоителя
|
7. Отверните колпачковую гайку 1 (рис. 2.39) натяжителя цепи, отожмите монтажной лопаткой шток натяжителя и зафиксируйте его в этом положении, затянув колпачковую гайку.
8. Отверните две гайки 3 крепления натяжителя цепи к головке блока цилиндров, снимите натяжитель и, отвернув болт 5, снимите башмак 4 натяжителя цепи.
9. Выверните из нижней части блока цилиндров ограничительный палец цепи, снимите звездочки привода вспомогательных агрегатов и распределительного вала и выньте цепь через верхнее окно в головке блока.
|
Рис. 2.40. Cнятие упорного фланца распределительного вала: 1 – упорный фланец; 2 – распределительный вал; 3 – корпус подшипников; 4 – гайка шпильки крепления упорного фланца;
5 – гайки крепления корпуса подшипников
|
10. Ослабив гайки 4 (рис. 2.40) крепления упорного фланца 1 распределительного вала, отверните гайки 5 крепления корпуса подшипников распределительного вала, снимите со шпилек расположенные под ними плоские шайбы и снимите корпус с распределительным валом.
11. Отверните гайки 4, снимите пружинные шайбы и выньте из проточки распределительного вала упорный фланец 1.
12. Осторожно, чтобы не повредить острыми кромками кулачков поверхность опор корпуса подшипников, выньте из корпуса распределительный вал.
13. Отверните болты крепления головки блока цилиндров и снимите ее вместе с выпускным коллектором и впускной трубой.
|
Рис. 2.41. Снятие валика привода масляного насоса: 1 – упорный фланец; 2 – болт крепления фланца; 3 – валик привода вспомогательных агрегатов; 4 – ключ
|
14. Отверните два болта 2 (рис. 2.41) крепления упорного фланца 1 валика 3 привода вспомогательных агрегатов, снимите упорный фланец и выньте валик из блока цилиндров.
15. Снимите универсальным съемником звездочку привода распределительного вала с коленчатого вала.
16. Отверните гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов и осторожно выньте поршни с шатунами через цилиндры.
ПРИМЕЧАНИЕ
Вынимая поршни, пометьте поршень и крышку его шатуна, чтобы при сборке установить их в прежние цилиндры.
|
17. Установите на маховик фиксатор 5 (см. рис. 2.38), если он был снят после отворачивания болта крепления шкива. Отверните болты крепления ведущего диска сцепления и снимите его вместе с ведомым диском. Отверните болты 3 крепления маховика, снимите шайбу 4 и маховик с коленчатого вала.
18. Отверните две гайки крепления передней крышки 6 картера сцепления, снимите с закладных шпилек пружинные шайбы и снимите переднюю крышку.
|
Рис. 2.42. Выпрессовка подшипника вала коробки передач из коленчатого вала с по-
мощью выталкивателя
|
19. Выталкивателем выпрессуйте передний подшипник первичного вала коробки передач из гнезда коленчатого вала (рис. 2.42).
20. Отвернув шесть гаек крепления, снимите держатель заднего сальника коленчатого вала с сальником и прокладкой.
21. Отверните болты крышек коренных подшипников, снимите их вместе с нижними вкладышами, затем снимите коленчатый вал, верхние вкладыши и упорные полукольца на задней опоре.
Номинальные размеры, допуски и посадки основных сопряженных деталей двигателя и предельно допустимые зазоры, износ при эксплуатации и отклонение геометрической формы даны в табл. 2.4.
Сборка
1. Вымытый и очищенный блок цилиндров установите на стенд и заверните в него недостающие шпильки.
2. Уложите в гнездо среднего коренного подшипника коленчатого вала и в его крышку вкладыши без выточки на внутренней поверхности, имеющие по сравнению с остальными увеличенную ширину, а в остальные гнезда и соответствующие крышки – вкладыши с выточкой. В гнезда блока цилиндров 1-го, 2-го, 4-го и 5-го коренных подшипников можно установить вкладыши также без выточки. Вкладыши устанавливайте только руками без применения какого-либо инструмента таким образом, чтобы отогнутый ус на кромке вкладыша вошел в паз гнезда или крышки подшипника.
ПРИМЕЧАНИЕ
Вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала, а также поршни и манжеты перед установкой смажьте моторным маслом.
|
|
Рис. 2.43. Установка упорных полуколец на задней опоре двигателя
|
3. Уложите в коренные подшипники коленчатый вал и вставьте в гнезда задней опоры два упорных полукольца (рис. 2.43), подобранных по толщине.
|
Рис. 2.44. Метки на крышках коренных подшипников (счет опор ведется от передней части двигателя) и условный номер блока цилиндров двигателя
|
4. Установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками (рис. 2.44), и затяните болты моментом 70–86 Н·м (7,0–8,6 кгс·м).
|
Рис. 2.55. Схема измерения цилиндров:
А и В – направления измерения; 1, 2, 3, 4 – номера поясов
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
1. Крышки коренных подшипников устанавливайте в прежний блок не обезличивая. Для этого блок цилиндров и принадлежащие ему крышки помечены одинаковым условным номером (см. рис. 2.44 и 2.55).
2. При установке упорных полуколец выемки на их рабочих поверхностях должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала, причем с передней стороны задней опоры расположите сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета).
|
5. Уложите на задний фланец блока цилиндров прокладку держателя сальника.
|
Рис. 2.45. Держатель заднего сальника коленчатого вала (cтрелками указаны выступы для центрирования держателя относительно фланца коленчатого вала)
|
6. Наденьте держатель с сальником (рис. 2.45) на оправку и, передвинув его с оправки на фланец коленчатого вала, отцентрируйте по трем установочным выступам и прикрепите к блоку цилиндров.
7. Установите на две центрирующие втулки, запрессованные в задний фланец блока, переднюю крышку картера сцепления и закрепите ее гайками на держателе заднего сальника.
8. Установите маховик на фланец коленчатого вала так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода маховика расположилась напротив оси шатунной шейки 4-го цилиндра, заблокируйте фиксатором маховик и прикрепите его болтами к фланцу коленчатого вала моментом 78–89 Н·м (7,8–8,9 кгс·м).
|
Рис. 2.46. Установка поршня с поршневыми кольцами в цилиндр двигателя с помощью втулки из набора
|
9. С помощью втулки-оправки из набора вставьте в цилиндры поршни с шатунами (рис. 2.46). Набор состоит из трех втулок: одна – для поршней номинального размера и две – для поршней ремонтного размера (увеличенного на 0,4–0,7 мм). Выберите втулку, предназначенную для размера устанавливаемого поршня.
|
Рис. 2.47. Установка шатунно-поршневой группы в цилиндр двигателя: 1 – блок цилиндров; 2 – приспособление для сжатия поршневых колец; 3 – поршень
|
Если нет специального набора втулок-оправок, можно воспользоваться универсальным приспособлением для сжатия поршневых колец (рис. 2.47).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Отверстие для пальца на поршне смещено на 2 мм в правую сторону двигателя, поэтому при установке поршней в цилиндры метка «П» на днище поршня или стрелка на бобышке под поршневой палец должны быть обращены к передней части двигателя.
|
10. Установите вкладыши в шатуны и крышки шатунов таким же образом, как это делали для коренных подшипников.
11. Соедините шатуны с шейками коленчатого вала, установите крышки и затяните гайки шатунных болтов моментом 44–55 Н·м (4,4–5,5 кгс·м).
12.Установите звездочку на коленчатый вал.
|
Рис. 2.48. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров двигателя
|
13. Поверните коленчатый вал так, чтобы метка на звездочке коленчатого вала совпала с меткой на блоке цилиндров (рис. 2.48).
14. Установите в блок цилиндров валик привода вспомогательных агрегатов и закрепите его упорным фланцем.
|
Рис. 2.49. Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров
|
15. Установите по двум центрирующим втулкам на блоке головку блока цилиндров с прокладкой, выпускным коллектором, впускной трубой и заборником горячего воздуха и затяните болты крепления головки в определенной последовательности (рис. 2.49) в два приема: предварительно моментом 34–42 Н·м (3,4–4,2 кгс·м) болты 1–10; окончательно моментом 98–121 Н·м (9,8–12,1 кгс·м) болты 1–10 и моментом 32–40 Н·м (3,2–4,0 кгс·м) болт 11.
|
Рис. 2.50. Установка поршня 4-го цилиндра двигателя в ВМТ в конце такта сжатия: 1 – установочная метка на звездочке распределительного вала; 2 – установочный прилив на корпусе подшипников распределительного вала
|
16. Установите звездочку на распределительный вал, собранный с корпусом подшипников, и поверните вал так, чтобы метка 1 (рис. 2.50) в виде лунки на звездочке находилась против установочного прилива 2 на корпусе подшипников.
|
Рис. 2.51. Порядок затяжки гаек крепления корпуса подшипников распределительного вала
|
Затем снимите звездочку и, не изменяя положения вала, установите корпус подшипников на головку блока цилиндров и закрепите его, затягивая гайки крепления в определенной последовательности (рис. 2.51) моментом 19–23 Н·м (1,9–2,3 кгс·м).
17. Установите на головку блока цилиндров успокоитель цепи.
18. Наденьте цепь на звездочку распределительного вала и введите ее в полость привода, устанавливая звездочку на фланец распределительного вала так, чтобы метка 1 (см. рис. 2.50) на ней совпала с приливом 2 на корпусе подшипников. Болт звездочки не затягивайте до упора.
19. Установите звездочку на валик привода вспомогательных агрегатов, не затягивая окончательно болт крепления.
20. Установите башмак натяжителя цепи и натяжитель, не затягивайте колпачковую гайку, чтобы пружина натяжителя могла прижать башмак.
21. Заверните в блок цилиндров ограничительный палец цепи.
22. Проверните коленчатый вал на два оборота в направлении вращения, чтобы обеспечить нужное натяжение цепи; проверьте совпадение меток на звездочках с метками на блоке цилиндров (см. рис. 2.48) и на корпусе подшипников (см. рис. 2.50).
23. Если метки совпадают, заблокируйте маховик фиксатором (см. рис. 2.38) и окончательно затяните болты крепления звездочек моментом 42–51 Н·м (4,2–5,1 кгс·м), колпачковую гайку натяжителя цепи и затем отогните края стопорных шайб болтов звездочек на грани болтов. Если метки не совпадают, то повторите операции 16–22 по установке цепи.
24. Отрегулируйте зазоры между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов.
|
Рис. 2.52. Крышка привода распределительного вала (стрелками показаны выступы для центрирования крышки относительно ступицы шкива коленчатого вала)
|
25. Установите крышку привода распределительного вала (рис. 2.52) с прокладкой и сальником на блок цилиндров, не затягивая окончательно болты и гайки крепления. Отцентрируйте оправкой положение крышки относительно конца коленчатого вала по трем установочным выступам (показаны стрелками) и затяните окончательно гайки и болты ее крепления.
26. Установите шкив коленчатого вала и затяните болт его крепления моментом 104–128 Н·м (10,4–12,8 кгс·м).
|
Рис. 2.53. Установочные метки на шкиве коленчатого вала и крышке привода механизма газораспределения: 1 – метка опережения зажигания на 10°; 2 – метка опережения зажигания на 5°; 3 – метка опережения зажигания на 0°; 4 – метка ВМТ на шкиве
|
27. Окончательно проверьте правильность установки привода механизма газораспределения по меткам 4 (рис. 2.53) на шкиве коленчатого вала и 3 на крышке привода. Эти две метки должны совпадать в момент совмещения метки на звездочке распределительного вала с приливом его корпуса (см. рис. 2.50).
28. Установите масляный фильтр, привернув его вручную к штуцеру на блоке цилиндров и смазав предварительно резиновое уплотнительное кольцо моторным маслом.
29. Установите маслоотделитель вентиляции картера и крышку сапуна. Закрепите фиксатор сливной трубки маслоотделителя.
30. Установите масляный насос и масляный картер с прокладками.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Рекомендуем при каждой разборке двигателя устанавливать новые прокладки масляного насоса и масляного картера, так как доступ к ним на двигателе, смонтированном на автомобиле, чрезвычайно затруднен.
2. Болты крепления масляного картера затягивайте равномерно крест-накрест без чрезмерных усилий.
|
31. Установите водяной насос, кронштейн генератора и генератор. Наденьте ремень на шкивы водяного насоса, генератора и коленчатого вала и отрегулируйте его натяжение.
32. Установите на головку блока цилиндров подводящую трубку радиатора отопителя и выпускной патрубок 1 (см. рис. 2.37) рубашки охлаждения. Прикрепите к водяному насосу и выпускному коллектору отводящую трубку радиатора отопителя.
33. Установите байпасный шланг 2 от головки блока к термостату и резиновую муфту 4 на водяной насос. Установите термостат на шланг и муфту.
34. Установите на свои места датчики контрольных приборов.
35. Установите в гнездо прилива блока цилиндров шестерню привода масляного насоса и распределителя зажигания, смазав ее хвостовик и зубчатый венец моторным маслом.
36. Установите топливный насос (см. «Система питания»).
37. Проверьте, находится ли поршень 1-го цилиндра в ВМТ (при необходимости установите его в это положение) и установите распределитель зажигания с паронитовой уплотнительной прокладкой на фланце в гнездо блока цилиндров. При этом поверните валик распределителя так, чтобы наружный контакт ротора был направлен в сторону второй слева шпильки крепления крышки головки блока, а корпус распределителя разверните таким образом, чтобы крышка вакуумного корректора была направлена в сторону топливного насоса.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Описанный способ установки распределителя дает весьма приближенный результат и только обеспечивает первый пуск двигателя после сборки. После установки двигателя на автомобиль и его пуска обязательно отрегулируйте окончательно момент зажигания.
|
38. Вверните свечи зажигания и затяните их моментом 32–40 Н·м (3,2– 4,0 кгс·м).
39. Установите пучок проводов высокого напряжения.
40. Установите карбюратор с прокладками и присоедините к нему и топливному насосу шланг топливопровода.
41. Установите крышку головки блока цилиндров с прокладкой, разместив на левой передней шпильке ее крепления кронштейн топливопровода. Вставьте в кронштейн топливопровод.
42. Установите передние опоры двигателя с подушками и переходниками.
43. Установите на маховик ведущий и ведомый диски сцепления (см. «Сцепление»).
|
|