Руководства на все автомобили



1. Эксплуатация и техническое обслуживание
2. Двигатель
2.0 Двигатель
2.1. Двигатель модели 331
2.2. Двигатель модели 2106
2.2.1 Двигатель модели 2106
2.2.2 Особенности конструкции
2.2.3 Снятие и установка
2.2.4 Ремонт деталей и узлов двигателя
2.2.5 Головка блока цилиндров и клапанный механизм
2.2.6 Система охлаждения
2.2.7 Система питания
3. Трансмиссия
4. Ходовая часть
5. Рулевое управление
6. Тормоза
7. Электрооборудование
8. Кузов
9. Приложения


Ссылки на другие сайты
 

Автомобиль Иж Ода ()



Все автомобили  »  Иж Ода () .

2.2.2 Особенности конструкции

2.2.1. Особенности конструкции

Двигатель рядный, четырехцилиндровый с вертикальным расположением цилиндров, четырехтактный, карбюраторный. Камеры сгорания клиновидные с рядным расположением клапанов. Распределительный вал установлен в головке блока цилиндров и приводится во вращение двухрядной роликовой цепью. Привод распределителя зажигания, масляного и топливного насосов осуществляется от промежуточного валика, установленного в блоке цилиндров. Основными базовыми деталями двигателя являются блок цилиндров и головка блока цилиндров, к которым крепятся детали, узлы и вспомогательные агрегаты, обеспечивающие его работу.
Устройство двигателя мод. 2106 Рис. 2.36. Устройство двигателя мод. 2106: 1 – коленчатый вал, 2 – крышка коренного подшипника коленчатого вала; 3 – звездочка коленчатого вала; 4 – шкив коленчатого вала; 5 – шпонка шкива и звездочки коленчатого вала; 6 – храповик (или болт крепления шкива); 7 – передний сальник коленчатого вала; 8 – крышка привода механизма газораспределения; 9 – шкив водяного насоса; 10 – ремень привода генератора и водяного насоса; 11 – цепь привода газораспределительного механизма; 12 – головка блока цилиндров; 13 – звездочка распределительного вала; 14 – крышка головки цилиндров; 15 – корпус подшипников распределительного вала; 16 – распределительный вал; 17 – впускной клапан; 18 – выпускной клапан; 19 – блок цилиндров; 20 – маховик; 21 – задний сальник коленчатого вала; 22 – масляный картер; 23 – болт шатуна; 24 – пробка отверстия для слива масла; 25 – крышка шатуна; 26 – шатун; 27 – поршневой палец; 28 – поршень; 29 – выпускной коллектор; 30 – впускная труба; 31 – рычаг привода клапана; 32 – внутренняя пружина клапана; 33 – наружная пружина клапана; 34 – регулировочный болт; 35 – контргайка регулировочного болта; 36 – резьбовая втулка регулировочного болта; 37 – свеча зажигания; 38 – вал привода вспомогательных агрегатов; 39 – шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания; 40 – масляный фильтр; 41 – масляный насос; 42 – приемный патрубок масляного насоса

Блок цилиндров 19 (рис. 2.36) представляет собой единую отливку из специального чугуна, образующую цилиндры, рубашку охлаждения, верхнюю часть картера и пять опор коленчатого вала, выполненных в виде перегородок картера и усиленных ребрами жесткости. На блоке цилиндров имеются специальные приливы, фланцы, отверстия для крепления деталей, узлов и агрегатов, а также выполнены каналы главной масляной магистрали. Головка блока цилиндров 12 представляет собой единую отливку из алюминиевого сплава, образующую камеры сгорания клинового типа с впускными и выпускными каналами, рубашку охлаждения, бобышки, фланцы и резьбовые отверстия для крепления корпуса подшипников распределительного вала, деталей газораспределительного механизма, впускной трубы с карбюратором и выпускного коллектора, деталей системы охлаждения, крышки головки, свечей зажигания и датчика температуры охлаждающей жидкости. В головку цилиндров запрессованы направляющие втулки клапанов и седла впускных и выпускных клапанов. Между головкой и блоком цилиндров установлена пропитанная графитом прокладка из асбеста, армированного металлическим каркасом. Поршни 28 отлиты из высокопрочного алюминиевого сплава. Юбки поршней имеют сложную геометрическую форму: по высоте коническую, с большим основанием внизу юбки, а в поперечном сечении – овальную, с большей осью, расположенной перпендикулярно оси поршневого пальца. Наружная поверхность поршней покрыта оловом. Оси отверстий под поршневые пальцы смещены от оси симметрии поршней на 2 мм в правую сторону двигателя. На цилиндрической поверхности поршней выполнены три кольцевые канавки для поршневых колец. Поршневые кольца изготовляют методом индивидуальной отливки из легированного чугуна. На каждом поршне устанавливают три поршневых кольца: два компрессионных и одно маслосъемное. Поршневой палец 27 стальной, пустотелый. Его наружная поверхность цементирована и закалена токами высокой частоты. Шатун 26 стальной кованый. Отверстие под вкладыши шатунного подшипника обрабатывают совместно с крышкой 25. Вкладыши шатунного подшипника сталеалюминиевые, взаимозаменяемые. Коленчатый вал 1, отлитый из высокопрочного чугуна, имеет пять коренных шеек и четыре противовеса. На переднем конце вала устанавливают звездочку 3 цепи привода механизма газораспределения и шкив 4 привода водяного насоса и генератора; на заднем конце вала – фланец для крепления маховика 20 и гнездо для подшипника первичного вала коробки передач. Коренные и шатунные шейки закалены токами высокой частоты на глубину 2–3 мм. Вкладыши коренных подшипников тонкостенные сталеалюминиевые. Распределительный вал 16 чугунный литой имеет пять опор и восемь кулачков. Рабочие поверхности кулачков азотированы. Вал установлен в съемном корпусе 15, закрепленном на головке блока десятью шпильками. На переднем конце вала установлена ведомая звездочка 13 привода. Распределительный вал приводится во вращение двухрядной роликовой цепью 11, имеющей 116 звеньев, от ведущей звездочки 3, установленной на коленчатом валу. Этой же цепью приводится звездочка вала 38 привода вспомогательных агрегатов (масляного и топливного насосов, а также распределителя зажигания). Натягивают цепь пружинным натяжителем через башмак с накладкой. Колебания цепи гасятся успокоителем. Выпускные клапаны 18 сварные из двух частей: стержня из хромоникелемолибденовой стали, тарелки – из хромоникелемарганцевой стали с наплавкой рабочей фаски специальным жаростойким сплавом. Впускные клапаны 17 изготовлены из хромоникелемолибденовой стали. Стержни всех клапанов азотированы, а торцы стержней закалены токами высокой частоты. Клапаны перемещаются в направляющих втулках под действием кулачков распределительного вала через стальные рычаги 31, опирающиеся одним плечом на сферические головки регулировочных болтов 34, другим – на торцы стержней клапанов. Регулировочные болты ввернуты во втулки 36 и застопорены гайками 35. Масляный картер 22 стальной штампованный, закрывает блок цилиндров снизу и служит резервуаром для масла. Система смазки комбинированная: наиболее нагруженные детали смазываются под давлением, остальные – разбрызгиванием. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры и кулачки распределительного вала, подшипники вала привода вспомогательных агрегатов и втулка зубчатого колеса привода масляного насоса и распределителя зажигания. Система состоит из масляного картера 22, шестеренчатого масляного насоса 41 с встроенным редукционным клапаном и маслоприемником 42, имеющим сетчатый фильтр гру- бой очистки масла, полнопоточного фильтра 40 тонкой очистки масла с перепускным и противодренажным клапанами, датчика контрольной лампы недостаточного давления масла и масляных каналов. Система охлаждения двигателя состоит из рубашки охлаждения, выполненной в литье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров и впускной трубе. Принудительную циркуляцию жидкости в системе обеспечивает центробежный водяной насос с приводом от коленчатого вала с помощью клинового ремня 10. Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости в систему охлаждения устанавливают термостат, перекрывающий большой круг системы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости. Система питания двигателя состоит из диафрагменного топливного насоса с механизмом ручного привода, карбюратора, фильтра тонкой очистки топлива и топливных шлангов. Система зажигания состоит из распределителя, установленного в специальном приливе блока цилиндров, катушки высокого напряжения, свечей 37 и проводов высокого напряжения. Возможные неисправности двигателя мод. 2106, их причины и способы устранения практически не отличаются от описанных для двигателя мод. 331 (см. «Двигатель мод. 331»), за исключением некоторых особенностей: у двигателя мод. 2106 не бывает неисправности «Стук поршневых пальцев» вследствие другого способа их крепления; чрезмерный шум цепи привода распределительного вала может быть вызван заеданием штока натяжителя цепи; охлаждающая жидкость может проникнуть в картер двигателя только при повреждении прокладки головки блока, так как у этого двигателя нет съемных гильз цилиндров; при высоком расходе масла на угар, вызванном износом зеркала цилиндров, работоспособность двигателя восстанавливают только расточкой и хонингованием цилиндров по той же причине, что и у предыдущей неисправности; повышенный расход масла при исправной цилиндропоршневой группе может быть вызван износом или повреждением маслосъемных колпачков на направляющих втулках клапанов, а также затвердеванием материала, из которого они изготовлены (у двигателя мод. 331 другая конструкция уплотнения этого узла); двигатель может не пускаться, работать неустойчиво или останавливаться на холостом ходу и по причине сгорания резистора в роторе распределителя зажигания (в распределителе двигателя мод. 331 резистора нет).
Hosted by uCoz